МБДОУ № 111 Нивушка
Занятие для развития речи дошкольников по теме: «На печи Емеля едет, на бал Золушку карета везет….»10ноября 2015 года. Программное содержание: уточнять представления детей о разнообразии транспортных средств, профессий на общественном транспорте; активизировать в речи названия транспортных средств и их деталей; знакомить детей с правилами речевого поведения во время посадки-высадки и поездки в общественном пассажирском транспорте; формировать навыки вежливого разговора; в процессе игры добиваться автоматической реализации в речи ребёнка этикетных выражений; развивать слуховое внимание, память; обогащать словарь вежливыми выражениями, относительно ситуации и возраста говорящего; стимулировать применение правил поведения в пассажирском общественном транспорте. Материал: предметные картинки транспорта, портреты сказочных героев, их иллюстрации из книг, игрушки разнообразных автомобилей, бланки лабиринтов; разрезные картинки машин; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Автобус». Ход занятия Воспитатель (В.). Ребята, к нам на занятие я сегодня пригласила необычных гостей, но они почему-то задерживаются. Я начинаю беспокоиться, что с ними могло приключиться? (Их задержали какие-то дела, в дороге что-то случилось.) Ваши любимые сказочные герои собрались к вам из своих сказок. Вы узнаете их по иллюстрациям из книг? (Буратино, Гном, Красная Шапочка, Незнайка, Емеля, Золушка, Дюймовочка, поросёнок Фунтик, Дед Мороз, Винни Пух, почтальон Печкин, Рассеянный, лев Бонифаций и др.) Воспитатель показывает картинки транспортных средств сказочных персонажей, а ребята составляют предложения (по образцу): Это картинка троллейбуса. «Я на работу еду в троллейбусе». Карета. «В карете едет Золушка». Печь. «На печи едет Емеля». Автомобиль (ракета, воздушный шар). «На автомобиле едут Незнайка, поросёнок Фунтик». Вертолёт (стрекоза, ласточка). «На вертолёте к нам прилетит Дюймовочка». Сани. «В санях едет Дед Мороз». Воздушный шарик. «На воздушном шарике летит Винни Пух». Трамвай. «В трамвае едет Рассеянный с улицы Басейной». Корабль. «На корабле плавал лев Бонифаций». Телега. «На телеге едет Красная Шапочка». Поезд (паровоз). «На поезде едут Шапокляк, Чебурашка и крокодил Гена». Велосипед. «На велосипеде едет почтальон Печкин» и т.д. В. А наши маленькие герои (Гном, Дюймовочка) на чём ездят? Большая машина, а маленькая... (машинка). Самолёт — … Велосипед — … Вертолёт — … Воздушный шар — … и т.д. В. А как же они могут добраться до нашего детского сада? Что должны знать все, кто отправляется в путь на любом транспортном средстве? (Правила дорожного движения и правила поведения в транспортном средстве.) Для чего они нужны? (Чтобы не было аварий). В. Дети, а вы знаете как водитель и пассажиры должны ехать в легковом автомобиле? Дети. Они должны пристегнуться ремнями безопасности. В. Дети, а вы знаете, как дети должны ездить в машине, чтобы им было безопасно и удобно? Для этого существуют специальные детские автокресла. Их подбирают в зависимости от возраста или веса малыша. Например, детские автокресла группы 0/1 — предназначены для малышей или от рождения до 4 лет, автокресла группы 2/3 — детям от 3— до 12 лет. В. А какой транспорт ездит около нашего садика? (Автобусы и троллейбусы.) Да, многие из этих сказочных героев никогда не ездили ни в автобусах, ни в троллейбусах… Что могло с ними произойти?.. (Они могли попасть а аварию, в дорожную пробку, не смогли найти дороги…) Воспитатель раздаёт бланки с лабиринтом. В. Помогите сказочному персонажу добраться до нашего детского сада по лабиринту Вот они, наконец! (Показывает портреты сказочных героев.) Что же вас так задержало в дороге? Давайте послушаем историю Незнайки. Незнайка. Я очень спешил к вам. Бежал, бежал… Увидел нужный мне автобус и поспешил к нему. А автобус около меня не остановился… В. Ребята, где Незнайка должен был ждать автобус, чтобы сесть в него? (На автобусной остановке.) А где совершают посадку в самолёт? (В аэропорту.) Где мы можем сесть на поезд? (На перроне вокзала.) На корабль? (На причале морского порта.) И т.д. Емеля. А меня с моей печи прогнал злой дядя в форме с полосатой палочкой. Он кричал, что моя печь не тормозит на перекрёстке, что я не смотрю на какие-то све-то-форы. А я смотрел! Во все стороны смотрел, но я же не знаю этих «форов»! В. Ой, Емеля! Так ездить очень опасно. Сейчас ребята расскажут тебе про светофор. (Ответы детей.) А теперь мы поиграем в игру «Необычный светофор». Все дети — пешеходы (или автомобили) — выстраиваются в ряд. Взрослый обозначает движением рук их дорогу в другую часть комнаты, а сам становится на середине пути, он — светофор. «Светофор» называет предмет (качество, категорию), при наличии которой дети могут спокойно перейти (переехать) дорогу. Например: «Дорога открыта для тех, у кого в одежде есть жёлтый цвет». Дети проходят спокойно мимо светофора, показывая и называя этот предмет жёлтого цвета: «У меня жёлтый бант. А у меня жёлтая пуговица и т.д.» Остальные дети пытаются пробежать мимо «Светофора», а он их ловит. Кого поймает — штраф: назвать предмет этого цвета. Далее «Светофор» загадывает новое правило передвижения. Например: в названии какого транспортного средства есть звук «а»; кто назовёт деталь автомобиля; кто скажет вежливое слово и т.д. В. Давайте послушаем рассказ почтальона Печкина. Печкин. Я очень люблю свой велосипед. Но ехать к вам так далеко да и холодно ещё на велосипеде-то. Вот я и решил пересесть в автобус. На остановке его ждал, как надо. Но меня с велосипедом в автобус не пустили. В. Ребята, вам знакома такая ситуация? Почему Печкина не пустили в автобус? (Много пассажиров, в автобусе тесно, велосипед большой и т.д.) Что мы ему посоветуем в такой ситуации? Как люди перевозят свои маленькие транспортные средства — велосипеды, байдарки, скутеры и т.д.? (На багажнике автомобиля…) Рассеянный. А я правильно нашёл остановку, правильно сел в автобус, но там было много других людей, они не выходили на той остановке, где ваш садик. Вот я и проехал мимо — не смог выйти из этого автобуса. В. Как надо было Рассеянному поступить в такой ситуации? (Спросить, кто выходит на следующей остановке, и попросить пропустить к выходу.) Как, например, это скажешь ты, Ваня? А ты, Танечка? Конечно же, одно из правил поведения в транспорте — заранее готовиться к выходу. Об этом часто предупреждают водители и кондукторы. Рассеянный. Я хотел привезти для вас интересную игру «Разные машинки», но все их детали я перепутал, а сложить сам уже не могу. Вы мне поможете? В. Наши ребята помогут тебе сложить из деталей все машинки. (Раздаёт разрезные картинки машин каждому ребёнку.) А знаете ли вы названия этих деталей? Расскажи, из каких деталей состоит твоя машина, Коля? Буратино. А я знаю, что нужно спросить у кондуктора или водителя, когда надо выходить. Только я спрашивал, спрашивал, а они мне не могли ответить. В. Как же ты спрашивал? Буратино. На какой остановке мне выйти к ребятам в детский сад? А они начали рассказывать, что у вас здесь в городе много детских садов, много ребят… Спрашивали все какой-то ад-рес. У меня такого нет. В. Ребята, почему пассажиры не смогли помочь Буратино? Что такое адрес? Знаете ли вы адрес своего дома, нашего сада? Как надо было спрашивать? Винни Пух. А я вот опять застрял в узких проходах автобуса, как у Кролика в норе. Меня никто не хотел пропускать. Я и так лапами ворочал и этак… А пассажиры ещё ругать меня начали: «Не толкайся, не рычи.»! А как мне выйти, если вижу свою остановку? В. Ребята, объясните Винни Пуху, как надо приготовиться к выходу? (Будьте любезны, пропустите меня к выходу, пожалуйста.) Конечно, Винни, ты совсем забыл вежливые слова! Золушка. Уважаемый Винни Пух! Вы ехали со мной в одном автобусе и так громко пыхтели, толкались, что я нечаянно наступила своей хрустальной туфелькой на маленького Гнома. Мне было очень неловко. Я даже забыла, как перед ним извиниться. В. Не печалься, Золушка. Мы поможем подобрать тебе нужные в этой ситуации выражения. (Выслушивает несколько вариантов ответов детей.) Гном. Хоть и хрустальная туфелька, а не очень-то приятно, когда на тебя наступают. Но я тебя, Золушка, давно уже простил. Мне тоже трудно было ехать в этом автобусе. Я увидел Чебурашку и хотел его позвать, рассказать ему смешную историю. А он ничего не слышал, своими большими ушами хлопал всем пассажирам по лицу. Я так и упал от смеха. Чебурашка. Да, тебе смешно было! Ты вот упал от смеха, а я упал от того, что этот автобус всё время дёргался то вперёд, то назад. И я тоже падал на пассажиров то вперёд, то назад… Хотел пробраться к тебе, чтобы поговорить, но так много людей стояло в проходе, что мне пришлось кричать тебе в ответ. В. По-моему, ваше поведение в автобусе не понравилось пассажирам? Ребята, почему окружающие Гнома и Чебурашку пассажиры были недовольны? (В общественном транспорте нельзя шуметь, а во время движения надо держаться за поручни.) Буратино. Около меня все сиденья были заняты, а я хотел смотреть на дорогу. Мне же интересно! Вот я и полез быстрее на сиденье, когда оно освободилось. А тут эта старуха Шапокляк меня оттолкнула и сама уселась. Я так и не увидел свою остановку. Шапокляк. А ты разве не знаешь, глупый деревянный мальчишка, что старушкам надо уступать место в транспорте?! Буратино. Ну мне же не видно дороги! В. Успокойтесь, пожалуйста, милые гости! Не ругайтесь. Сейчас мы с ребятами обсудим эту сложную, но очень часто встречающуюся ситуацию. Ребята, как вы думаете, кто из них прав? (Оба правы и оба виноваты.) Кто в таких ситуациях кому уступает место для сидения? Давайте поиграем в «Автобус». (Дети садятся на стульчики, расставленные в форме автобуса.) Кто будет водителем? Что ты будешь делать? Кто кондуктор? Ты помогай пассажирам занять места, приобрести и прокомпостировать билетик, найти нужную остановку. В. Наши сказочные герои отправляются назад в свои сказки. Что вам больше всего запомнилось от встречи с ними? Давайте вежливо с ними попрощаемся. 11 ноября 2015 в 09:52
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.