МБДОУ № 111 Нивушка

Консультация для родителей «Расскажите детям о Пушкине»

 10.06.2024г.

Консультация для родителей «Расскажите детям о Пушкине»

Родителям рекомендуется:

- начать знакомство с поэтом рассказом о его детстве;

- почитать с ребенком следующие произведения: «Сказка о рыбаке и рыбке», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» - «У Лукоморья дуб зеленый….», отрывок «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» – «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет….»;

- разъяснить значения устаревших и непонятных слов для дошкольника в произведениях Пушкина.

Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.

Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?

Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.

Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из «Сказки о царе Салтане…» о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев «в чешуе, как жар горя». Нельзя без внимания оставить и знаменитое «У лукоморья», где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.

Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. Ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.

Как правильно читать сказки Пушкина?

Наиболее популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.

На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?

«Сказка о попе и работнике его Балде» расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.

Сказочная поэма «Руслан и Людмила» погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.

Читая ребенку «Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы — мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.

Сюжетная основа «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.

Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью и всегда наказуемы, поможет «Сказка о рыбаке и рыбке». С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.

«Сказка о золотом петушке» учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.

Значение сказок Пушкина в формировании гармоничной личности

С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.

В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.

Поиграйте с детьми в несложные игры!

Игра «Доскажи словечко»

Темной ночки Елисей

Дождался в тоске своей.

Только месяц показался,

Он за ним с мольбой погнался.

"Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный… (рожок)

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех… (румяней и белее)

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу… (звезда горит.)

Игра «Кто такой?» - герои в сказках Пушкина

Витязь – отважный воин

Леший – хранитель и хозяин леса

Колдун – это человек, который имеет мистические способности

Богатырь – герой, совершающий воинские подвиги

Кощей – злой старик, обладатель сокровищ и тайны долголетия

 

Игра «Объясни слово»

лукоморье (морской залив)Хочу такой сайт

супостат (враг)

явства (еда, пища)

сенная девушка (служанка)

толоконный лоб (глупый человек)

душегрейка (теплая кофта без рукавов)

перст (палец)

оброк (деньги)

полба (каша из пшеницы)

Чернавка (служанка)

чупрун (чуб)

град (город)

соболья душегрейка (кофта без рукавов).

10 июня 2024 в 14:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.