МБДОУ № 111 Нивушка
Сказки о звукахСказка первая. Звук «С»Логопед: Послушай, что я расскажу. Однажды девочка Ася осталась дома одна. Вдруг она услышала: «Кап-кап-кап». Девочка пошла на кухню и увидела, что из крана капает вода. Ася была аккуратной и знала, что воду нужно беречь. Девочка решила закрыть кран. Она повернула его, но вода полилась сильной струей и с шумом: «С-с-с». Оказывается, Ася повернула кран не в ту сторону. Но ей понравилась песенка водички, и она стала играть —открывать и закрывать кран. Вода текла и пела: «С-с-с». А тебе приходилось слышать песенку водички? Как она поет? Давай вместе споем эту песенку! — Не у всех песенка получается хорошо. Давай научим наш язычок правильно произносить звук [с]. Смотри и внимательно слушай! Сначала нужно немножко улыбнуться. Вот так. Язычок становится тонким и широким. Кончик языка прижимается к нижним зубам. (В некоторых случаях логопед фиксирует положение языка с помощью зеркала. В ходе упражнения нужно давать ребенку немножко отдыхать.) — Когда водичка течет небольшой струйкой, она негромко поет песенку. Теперь водичка потекла сильной струей и зашумела громче. И опять тихо, совсем тихо... закрыли кран. — Когда язычок поет песенку водички, получается ветерок. Давай подставим ладошку к домику язычка и скажем, какой получается ветерок: теплый или холодный. (Ребенок отвечает: «Когда мы громко поем песенку водички, ветерок получается холодный».) — А теперь язычок подует на полоску бумаги, и она зашевелится. Потом он подует на пузырек, и он засвистит. Давай поиграем так. (Ребенок произносят отрывистый звук [с], индивидуально выполнить упражнения с полосками бумаги и пузырьками.) Сказка вторая. Звук «З»Логопед: - Вспомни, какую песенку умеет петь наш язычок? («Песенку водички»,—С-с-с».) Она тихая, без голоса. А хочешь, я научу наш язычок петь звонкую песенку? Она похожа на песенку водички. Нужно также слегка растянуть губы, немножко улыбнуться, сделать язычок тонким и широким, прижать его к крылечку и подуть, но при этом включить голос. Вот так: «З-з-з». Это новая песенка, что она напоминает? Назовем ее песенкой комара. Давай вместе выпустим своих комариков и споем: «З-з-з». -Вот мы и научились петь еще одну песенку — песенку комара. А сейчас повторяй за мной. (Ребенок повторяет чистоговорки индивидуально.) За-за-за — идет коза. Зу-зу-зу — песок везу. Зы-зы-зы — у меня тазы. Зя-зя-зя — шалить нельзя. Сказка третья. Звук «Ц» Логопед: - Твой язычок уже умеет петь песенки — водички и комара. Я научу твой язычок петь еще одну песенку,она хорошо слышна, когда поет синичка. Это нежная песенка, послушай: «Цинь-цинь-цинь». Давай споем песенку синички вместе. Чтобы песенка получилась звонкой и красивой, как у синички, надо немного улыбнуться, показать зубки: широкий кончик языка прижать к зубам, а посредине язычка пустить ветерок. Логопед показывает, что нужно сделать. (Проводится индивидуальная работа с зеркалами). Дети должны убедиться, что при произношении звука [ц] возникает струя воздуха. Для этого предложить подставить к нижней губе ладонь. Ребенок почувствует, как толкается ветерок. Можно предложить сдуть мелкие бумажки или ватку с ладони. Если не удается поставить звук, следует учить ребенка слитно произносить звуки [т] и [с], убыстряя темп, пока не получится звук [ц]. Сказка четвёртая. Звук «Ш» Логопед: Помнишь, как мы учили наш язычок петь песенки? А сейчас он решил поиграть: то выглянет из домика,то спрячется. Вот так. «Я буду лисичкой», — сказал язычок. Распушил хвостик (стал широким) и греется на солнце (нижней губе). Вдруг он увидел большую собаку и испугался. Спрятался в домик (поднялся и спрятался за верхними зубами). Домик закрылся, чтобы собака не вбежала. Вот так! Подождал язычок немного: не лает ли собака? Открыл домик, а хвостик не опускает — собаки боится. Много раз он открывал и закрывал домик, а хвостик так и держал вверху. Вот так! — А теперь поиграем. Когда я скажу «хвостик греется», ты положи широкий язычок на губу. Если я скажу «собака» — подними язычок и спрячь его в домик. Убежала собака, некого язычку бояться. Поднял он хвостик кверху, губы сделал круглыми, вытянул их, пустил ветерок и зашипел: «Ш-ш-ш». Это новая песенка! Так шумят сердитые гуси, когда хотят ущипнуть кого-то. Давай и мы споем песенку сердитых гусей! Далее проводится работа над артикуляцией. Используются игровые упражнения. (Сдувание ватки или бумажек с ладони.) - А сегодня у нас в гостях матрешки, давай с ними познакомимся. Большую матрешку зовут Машенька, а матрешку-малышку — Аленушка. Поздоровайся с ними. Эти матрешки умеют хорошо плясать. Давай попросим их! Матрешки, попляшите, пожалуйста. Плясали и не заметили, как набежала черная туча, подул сильный ветер. Как шумит и дует ветер? (изобразить шум ветра: «Ш-ш-ш».) Пошел сильный дождь, пришлось матрешкам возвращаться домой по лужам: «Шлеп-шлеп-шлеп». — Вспомним, чему мы научились сегодня. Каким должен быть язычок, когда поет песенку сердитых гусей? Где он при этом находится? Какой ветерок получается? Как мы делаем губы? Сказка пятая. Звук «Ж» Логопед: — Помнишь, как наш язычок научился петь песенку сердитых гусей? Как он пел? Так вот, сидел однажды язычок в своем домике и распевал песенку сердитых гусей. А делал он так. (Напоминает артикуляцию.) А потом включил голос, и песенка зазвучала звонко-звонко, вот так: «Ж-ж-ж». Это песенка большого жука. Обрадовался язычок и стал ее распевать. Хочешь и ты научиться петь песенку большого жука? Тогда делайте так (артикуляция звука [ш]) и включи голос. (Проводится индивидуальная работа, работа с зеркалами.) Затем логопед просит спеть песенку тихо, как это делают маленькие жуки, и громко, как большие. — Молодец звонкая песенка у тебя получается. А сейчас будь внимателен и повторяй за мной: Жа-жа-жа — мы видели ежа. Жу-жу-жу — на лужок схожу. Жи-жи-жи — у меня ножи. Жок-жок-жок — у меня флажок. Далее логопед ставит на фланелеграф справа изображение гуся, а слева — картинки, в названии которых есть звуки [ж], [ш]. Если в названии картинки есть звук [ш], картинку кладут рядом с гусем, и наоборот. По окончании игры логопед кладет жука на большую ромашку, выполненную из плотной бумаги, и читает: Я нашла себе жука На большой ромашке. Не хочу держать в руке, Пусть сидит в кармашке. Потом роняет жука и говорит: Жук упал и встать не может. Ждёт он, кто ему поможет. Сказка шестая. Звук «Ч» Логопед: —Наш язычок теперь знает много песенок: водички:«С-с-с», комара: «З-з-з», сердитых гусей: «Ш-ш-ш», большого жука: «Ж-ж-ж». А однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и пыхтел: «Ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своем домике, стал хвостиком стучать в потолок и пустил теплый ветерок. У него получилось: «Ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза. Давай и мы вместе ее споем. (Проводится индивидуальная работа, работа с зеркалами.) Логопед предлагает сделать перед ртом заборчик из ладошки и пустить ветерок, («Ветерок теплый», — определяют дети.) — Язычку очень понравилась песенка паровоза. Язычок стал играть. Его паровоз сначала шел медленно. Вот так. Потом быстрее: «Ч-ч-ч», еще быстрее. Едет язычок на своем поезде и распевает: Чу-чу-чу — стоять не хочу. Ча-ча-ча — флаг из кумача. Чо-чо-чо — ох как горячо. Чи-чи-чи — у меня ключи. Чок-чоч-чок — у нас пятачок. Ач-ач-ач — испекли калач. Оч-оч-оч — скоро будет ночь. Методические указания. Необходимо следить, чтобы ребенок произносил звук [ч] коротко, четко, без призвука [ш]. Нужно обращать внимание ребенка на то, что кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему произносить слитно [тш] (при описанном выше положении органов артикуляции), все убыстряя темп, пока не получится звук [ч]. Сказка седьмая. Звук «Щ»Логопед: - А мой язычок научился говорить еще один звук. Это звук приятный, мягкий, ласковый. Послушай его: «Щ-щ-щ». Нравится он тебе? Хочешь, я и твой язычок научу произносить этот звук? Посмотри и послушай! Я немного улыбаюсь, зубы заборчиком, но не плотно сжаты, остается небольшая щелочка. Язычок широкий и прячется за верхние зубы. Получается мягкий, нежный, приятный звук [щ]. Давайте произнесем его вместе. — А сейчас будь внимателен и повторяй за мной. Ащ-ащ-ащ. Що-що-що. Ча-ча-ча. Ач-ач-ач. Ощ-ощ-ощ. Ач-оч-ащ-ощ. Ащ-ащ-ащ — мне купили плащ. Щу-щу-щу — я тебя ищу. Ощ-ощ-ощ — на лугу хвощ. Щи-щи-щи — ты ключи ищи. Сказка восьмая. Звук «Л» Логопед: - Мой язычок научился петь еще одну песенку. Он подслушал ее у индюка. Индюк сердился, бегал по двору и бормотал: «Бл-бл-бл». «Попробую и я спеть эту песенку», — сказал язычок. Он надул щеки, забегал взад и вперед и заклохтал, как индюк: «Бл-бл-бл». Как клохчет индюк? Потом язычок устал бегать, надул щеки, крепко прижал хвостик к верхним зубам и звонко запел: «Л-л-л». Как запел язычок? — У индюка песня сердитая. Зато у колокольчика песенка легкая и нежная: «Ли-ли-ли». Помогай мне, колокольчик! А сейчас мы с тобой будем петь разные песенки. Одни из них похожи на песенку сердитого индюка, а другие — на песенку колокольчика и звучат мягко, нежно: Ла-ла-ла — у меня пила. Лу-лу-лу — мы купили пилу. Лы-лы-лы — мы мыли полы. Ля-ля-ля —- зеленые поля. Лю-лю-лю — я дерево пилю. Ли-ли-ли — мы воду несли. Логопед проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у ребенка кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик языка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу. Методические указания. Для выработки хорошего произношения звука [л] необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука [л] губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами. Сказка девятая. Звук «Р» Логопед: - Послушай что я тебе расскажу. Однажды язычок оказался на аэродроме. Он смотрел на большие и красивые самолеты и вдруг услышал шум одного из них, совершающего посадку. Мотор работал: «Р-р-р». Язычку захотелось научиться петь песенку мотора, но она была очень трудной и не сразу получилась. Язычок был старательным. Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхним зубам и пустил холодный ветерок. Потом запел и почувствовал, как у него задрожал хвостик: «Р-р-р». Давай и мы поможем язычку спеть песенку мотора. (Проводится индивидуальная работа с зеркалом.) А потом язычок подставил бумажку и снова запел: «Р-р-р». Бумажка отклонилась. (Показать.) Язычок подставил пузырек и запел: «Р-р-р». Ветерок в пузырьке загудел. (Показать.) Язычок обрадовался и сказал: «Вот я и научился петь песенку мотора. Это самая трудная песенка!» Давай еще вместе споем песенку мотора. А потом веселый язычок стал сочинять новые песенки со звуком [р]. Давайте « петь вместе с ним: Ра-ра-ра — высокая гора. Ро-ро-ро — новое перо. Ру-ру-ру — коза грызет кору. Ры-ры-ры — летят комары. Ар-ар-ар — летит комар. Ор-ор-ор — у Ромы топор. Ур-ур-ур — прогоните кур. Методические указания. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука [р] язык поднят за верхними зубами, но не прижат, а дрожит. Если у ребенка на занятии не будет получаться звук [р] или он будет произноситься недостаточно четко, индивидуально надо отрабатывать звук [р] проторный (который произносится при том же положении органов артикуляционного аппарата, что и звук [р] , но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка. Выработка вибрации кончика языкаЧтобы получить вибрацию кончика языка, необходимую для правильного произношения звука [р], проделывают следующие упражнения: ребенок произносит [р] проторный, а в это время логопед плоской ручкой чайной ложки, подложенной под переднюю часть языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате такой механической помощи начинает вибрировать кончик языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука [р]. Постепенно при систематических занятиях кончик языка у ребенка начинает вибрировать и без механической помощи. При этом надо постепенно вводить звук [р] нормальный в слова и фразовую речь. 15 декабря 2013 в 16:48
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.