МБДОУ № 111 Нивушка

Сказки о звуках

Сказка первая. Звук «С»

Логопед: Послушай, что я расскажу. Однажды девочка Ася осталась дома одна. Вдруг она услышала: «Кап-кап-кап». Девочка пошла на кухню и увидела, что из крана капает вода. Ася была аккуратной и знала, что воду нужно  беречь. Девочка решила закрыть кран. Она повернула его, но вода полилась сильной струей и с шумом: «С-с-с». Оказывается, Ася повернула кран не в ту сторону. Но ей понравилась песенка водички, и она стала играть —открывать и закрывать кран. Вода текла и пела: «С-с-с». А тебе приходилось слышать песенку водички? Как она поет? Давай вместе споем эту песенку!

— Не у всех песенка получается хорошо. Давай научим наш язычок правильно произносить звук [с]. Смотри и внимательно слушай! Сначала нужно немножко улыбнуться. Вот так. Язычок становится тонким и широким. Кончик языка прижимается к нижним зубам.

(В некоторых случаях логопед фиксирует положение языка с помощью зеркала. В ходе упражнения нужно давать ребенку немножко отдыхать.)

— Когда водичка течет небольшой струйкой, она негромко поет песенку. Теперь водичка потекла сильной струей и зашумела громче. И опять тихо, совсем тихо... закрыли кран.

— Когда язычок поет песенку водички, получается ветерок. Давай подставим ладошку к домику язычка и скажем, какой получается ветерок: теплый или холодный. (Ребенок отвечает: «Когда мы громко поем песенку водички, ветерок получается холодный».)

— А теперь язычок подует на полоску бумаги, и она зашевелится.

Потом он подует на пузырек, и он засвистит. Давай поиграем так.

(Ребенок произносят отрывистый звук [с], индивидуально выполнить упражнения с полосками бумаги и пузырьками.)

Сказка вторая. Звук «З»

 Логопед:

- Вспомни, какую песенку умеет петь наш язычок? («Песенку водички»,—С-с-с».) Она тихая, без голоса. А хочешь, я научу наш язычок петь звонкую песенку? Она похожа на песенку водички.

Нужно также слегка растянуть губы, немножко улыбнуться, сделать язычок тонким и широким, прижать его к крылечку и подуть, но при этом включить голос. Вот так: «З-з-з». Это новая песенка, что она напоминает? Назовем ее песенкой комара. Давай вместе выпустим своих комариков и споем: «З-з-з».

-Вот мы и научились петь еще одну песенку — песенку комара.

А сейчас повторяй за мной.

(Ребенок повторяет чистоговорки индивидуально.)

За-за-за — идет коза.

Зу-зу-зу — песок везу.

Зы-зы-зы — у меня тазы.

Зя-зя-зя — шалить нельзя.

Сказка третья. Звук «Ц»

Логопед:

 - Твой язычок уже умеет петь песенки — водички и комара. Я научу твой язычок петь еще одну песенку,она хорошо слышна, когда поет синичка. Это нежная песенка, послушай: «Цинь-цинь-цинь». Давай споем песенку синички  вместе. Чтобы песенка получилась звонкой и красивой, как у синички, надо немного улыбнуться, показать зубки: широкий кончик языка прижать к зубам, а посредине язычка пустить ветерок. Логопед показывает, что нужно сделать. (Проводится индивидуальная работа с зеркалами). Дети должны убедиться, что при произношении звука [ц] возникает струя воздуха. Для этого предложить подставить к нижней губе ладонь. Ребенок почувствует, как толкается ветерок. Можно предложить сдуть мелкие бумажки или ватку с ладони. Если не удается поставить звук, следует учить ребенка слитно произносить звуки [т] и [с],  убыстряя темп, пока не получится звук [ц].

Сказка четвёртая. Звук «Ш»

Логопед:

Помнишь, как мы учили наш язычок петь песенки? А сейчас он решил поиграть: то выглянет из домика,то спрячется. Вот так. «Я буду лисичкой», — сказал язычок. Распушил хвостик (стал широким) и греется на солнце (нижней губе). Вдруг он увидел большую собаку и испугался. Спрятался в домик (поднялся и спрятался за верхними зубами). Домик закрылся, чтобы собака не вбежала. Вот так! Подождал язычок немного: не лает ли собака? Открыл домик, а хвостик не опускает — собаки боится. Много раз он открывал и закрывал домик, а хвостик так и держал вверху. Вот так!

— А теперь поиграем. Когда я скажу «хвостик греется», ты положи широкий язычок на губу. Если я скажу «собака» — подними язычок и спрячь его в домик. Убежала собака, некого язычку бояться. Поднял он хвостик кверху, губы сделал круглыми, вытянул их, пустил ветерок и зашипел: «Ш-ш-ш». Это новая песенка! Так шумят сердитые гуси, когда хотят ущипнуть кого-то. Давай и мы споем песенку сердитых гусей!

Далее проводится работа над артикуляцией.

Используются игровые упражнения. (Сдувание ватки или бумажек с ладони.)

- А сегодня у нас в гостях матрешки, давай с ними познакомимся. Большую матрешку зовут Машенька, а матрешку-малышку — Аленушка. Поздоровайся с ними. Эти матрешки умеют хорошо плясать. Давай попросим их! Матрешки, попляшите, пожалуйста. Плясали и не заметили, как набежала черная туча, подул сильный ветер. Как шумит и дует ветер? (изобразить шум ветра: «Ш-ш-ш».)

Пошел сильный дождь, пришлось матрешкам возвращаться домой

по лужам: «Шлеп-шлеп-шлеп».

— Вспомним, чему мы научились сегодня. Каким должен быть язычок, когда поет песенку сердитых гусей? Где он при этом находится? Какой ветерок получается? Как мы делаем губы?

Сказка пятая. Звук «Ж»

Логопед:

— Помнишь, как наш язычок научился петь песенку сердитых гусей? Как он пел? Так вот, сидел однажды язычок в своем домике и распевал песенку сердитых гусей. А делал он так.

(Напоминает артикуляцию.) А потом включил голос, и песенка зазвучала звонко-звонко, вот так:

«Ж-ж-ж». Это песенка большого жука. Обрадовался язычок и стал ее распевать. Хочешь и ты научиться петь песенку большого жука?

Тогда делайте так (артикуляция звука [ш]) и включи голос.

(Проводится индивидуальная работа, работа с зеркалами.)

Затем логопед просит спеть песенку тихо, как это делают маленькие жуки, и громко, как большие.

— Молодец звонкая песенка у тебя получается. А сейчас будь внимателен и повторяй за мной:

Жа-жа-жа — мы видели ежа.

Жу-жу-жу — на лужок схожу.

Жи-жи-жи — у меня ножи.

Жок-жок-жок — у меня флажок.

Далее логопед ставит на фланелеграф справа изображение гуся, а слева — картинки, в названии которых есть звуки [ж], [ш]. Если в названии картинки есть звук [ш], картинку кладут рядом с гусем, и наоборот.

По окончании игры логопед кладет жука на большую ромашку, выполненную из плотной бумаги, и читает:

Я нашла себе жука

На большой ромашке.

Не хочу держать в руке,

Пусть сидит в кармашке.

Потом роняет жука и говорит:

Жук упал и встать не может.

Ждёт он, кто ему поможет.

 Сказка шестая. Звук «Ч»

Логопед:

—Наш язычок теперь знает много песенок:

водички:«С-с-с»,

комара: «З-з-з»,

сердитых гусей: «Ш-ш-ш»,

большого жука: «Ж-ж-ж».

А однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и пыхтел: «Ч-ч-ч».

Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял хвостик, сделал шаг назад в своем домике, стал хвостиком стучать в потолок и пустил теплый ветерок. У него получилось: «Ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.

Давай и мы вместе ее споем.

(Проводится индивидуальная работа, работа с зеркалами.)

Логопед предлагает сделать перед ртом заборчик из ладошки и пустить ветерок, («Ветерок теплый», — определяют дети.)

— Язычку очень понравилась песенка паровоза. Язычок стал играть.

Его паровоз сначала шел медленно. Вот так. Потом быстрее: «Ч-ч-ч», еще быстрее.

Едет язычок на своем поезде и распевает:

Чу-чу-чу — стоять не хочу.

Ча-ча-ча — флаг из кумача.

Чо-чо-чо — ох как горячо.

Чи-чи-чи — у меня ключи.

Чок-чоч-чок — у нас пятачок.

Ач-ач-ач — испекли калач.

Оч-оч-оч — скоро будет ночь.

 Методические указания. Необходимо следить, чтобы ребенок произносил звук [ч] коротко, четко, без призвука [ш]. Нужно обращать внимание ребенка на то, что кончик языка стучит в нёбо за верхними зубами. Если у ребенка звук не получается, надо предложить ему произносить слитно [тш] (при описанном выше положении органов артикуляции), все убыстряя темп, пока не получится звук [ч].

Сказка седьмая. Звук «Щ»

Логопед:

- А мой язычок научился говорить еще один звук. Это звук приятный, мягкий, ласковый. Послушай его: «Щ-щ-щ».

Нравится он тебе? Хочешь, я и твой язычок научу произносить этот звук?

Посмотри и послушай!

Я немного улыбаюсь, зубы заборчиком, но не плотно сжаты, остается небольшая щелочка. Язычок широкий и прячется за верхние зубы. Получается мягкий, нежный, приятный звук [щ]. Давайте произнесем его вместе.

— А сейчас будь внимателен и повторяй за мной. Ащ-ащ-ащ.

Що-що-що.

Ча-ча-ча.

Ач-ач-ач.

Ощ-ощ-ощ.

Ач-оч-ащ-ощ.

Ащ-ащ-ащ — мне купили плащ.

Щу-щу-щу — я тебя ищу.

Ощ-ощ-ощ — на лугу хвощ.

Щи-щи-щи — ты ключи ищи.

 Сказка восьмая. Звук «Л»

Логопед:

 - Мой язычок научился петь еще одну песенку. Он подслушал ее у индюка. Индюк сердился, бегал по двору и бормотал: «Бл-бл-бл». «Попробую и я спеть эту песенку», — сказал язычок.

Он надул щеки, забегал взад и вперед и заклохтал, как индюк: «Бл-бл-бл». Как клохчет индюк? Потом язычок устал бегать, надул щеки, крепко прижал хвостик к верхним зубам и звонко запел: «Л-л-л».

Как запел язычок?

— У индюка песня сердитая. Зато у колокольчика песенка легкая и нежная: «Ли-ли-ли». Помогай мне, колокольчик! А сейчас мы с тобой будем петь разные песенки.

Одни из них похожи на песенку сердитого индюка, а другие — на песенку колокольчика и звучат мягко, нежно:

Ла-ла-ла — у меня пила.

Лу-лу-лу — мы купили пилу.

Лы-лы-лы — мы мыли полы.

Ля-ля-ля —- зеленые поля.

Лю-лю-лю — я дерево пилю.

Ли-ли-ли — мы воду несли.

 Логопед проверяет, как получается упражнение, и следит, чтобы у ребенка кончик языка прижимался к внутренней стороне верхних резцов. Если у ребенка кончик языка находится между зубами, надо попросить поднять его выше, к нёбу.

Методические указания.

Для выработки хорошего произношения звука [л] необходимо следить за правильным положением органов артикуляционного аппарата. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука [л] губы находятся в спокойном положении, кончик языка прижат за верхними зубами.

Сказка девятая. Звук «Р»

Логопед:

- Послушай что я тебе расскажу. Однажды язычок оказался на аэродроме. Он смотрел на большие и красивые самолеты и вдруг услышал шум одного из них, совершающего посадку. Мотор работал: «Р-р-р». Язычку захотелось научиться петь песенку мотора, но она была очень трудной и не сразу получилась. Язычок был старательным.

Он улыбнулся, показал все зубки, широко открыл домик, включил голос, быстро подбросил хвостик к верхним зубам и пустил холодный ветерок. Потом запел и почувствовал, как у него задрожал хвостик: «Р-р-р».

Давай и мы поможем язычку спеть песенку мотора.

(Проводится индивидуальная работа с зеркалом.)

А потом язычок подставил бумажку и снова запел: «Р-р-р».

Бумажка отклонилась. (Показать.) Язычок подставил пузырек и запел: «Р-р-р». Ветерок в пузырьке загудел. (Показать.) Язычок обрадовался и сказал: «Вот я и научился петь песенку мотора. Это самая трудная песенка!» Давай еще вместе споем песенку мотора. А потом веселый язычок стал сочинять новые песенки со звуком [р].

Давайте « петь вместе с ним:

Ра-ра-ра — высокая гора.

Ро-ро-ро — новое перо.

Ру-ру-ру — коза грызет кору.

Ры-ры-ры — летят комары.

Ар-ар-ар — летит комар.

Ор-ор-ор — у Ромы топор.

Ур-ур-ур — прогоните кур.

Методические указания. Следует обратить внимание ребенка на то, что при произнесении звука [р] язык поднят за верхними зубами, но не прижат, а дрожит. Если у ребенка на занятии не будет получаться звук [р] или он будет произноситься недостаточно четко, индивидуально надо отрабатывать звук [р] проторный (который произносится при том же положении органов артикуляционного аппарата, что и звук [р] , но без вибрации кончика языка) и вибрацию кончика языка.

Выработка вибрации кончика языка

Чтобы получить вибрацию кончика языка, необходимую для  правильного произношения звука [р], проделывают следующие упражнения:

ребенок произносит [р] проторный, а в это время логопед плоской ручкой чайной ложки, подложенной под переднюю часть языка, или прямым указательным пальцем (предварительно вымытым) самого ребенка производит частые колебательные движения от одного угла рта к другому. В результате такой механической помощи начинает вибрировать кончик языка и появляется рокот, необходимый для хорошего произношения звука [р]. Постепенно при систематических занятиях кончик языка у ребенка начинает вибрировать и без механической помощи. При этом надо постепенно вводить звук [р] нормальный в слова и фразовую речь.

 
15 декабря 2013 в 16:48

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.