МБДОУ № 111 Нивушка

Конспект Занятия с детьми подготовительной группы на тему: "Солнышкина семейка"

Цели занятия:

  1. Познакомить детей со строением Солнечной системы и сформировать первоначальное представление о планетах (их размерах, расположении по отношению к Солнцу, некоторых особенностях).
  2. Закрепить знания детей о Солнце как о раскаленном космическом объекте.

Предварительная работа: Проведение занятия “Солнце, Солнце,загляни в оконце”

 

Оборудование: 

карточки, на которых написаны начальные буквы названийпланет Солнечной системы;

листы бумаги с изображение Солнечной системы для каждого издетей (планеты и Солнце на раскрашены);

настольная лампа;

шарики, привязанные на нитки для каждого из детей;

картинки, где допущены ошибки в изображении Солнечнойсистемы;

игра “мыльные пузыри”;

картинка с изображением арбуза и его семян.

 

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята, я хочу рассказать вам сказку,послушайте.

 

В одном небесном домежила женщина и было у нее девять детей, которых мать нежно любила. Дети былистрашными непоседами и озорниками. Позовет, например, мама всех детей к ужину,а смотрит, прибежали только семь. Где же еще двое? И давай повсюду ихразыскивать! Набегается, наплачется, пока найдет. А детки заигрались, забыли,что их мама ждет. И так каждый день, и так во всем: то один, то другой забудетпро мамин наказ. Устала бедная мать и обратилась за помощью к волшебницеГалактике. Выслушала ее волшебница, решила, что негоже небесный порядокнарушать и заявила, что отныне в наказание девять непослушных детей превратятсяв шары, и будут всегда находиться возле своей мамы, двигаясь вокруг нее наразном расстоянии один от другого. Дальше всего от матери будут самыенепослушные дети, которым почти не достанется ее тепла, ближе – болеепослушные. С тех пор так и повелось! Ходят возле мамы - солнышка по кругудевять планет и никуда убежать от него не могут (воспитатель демонстрируетмодель “Солнечная система” или плакат “Солнечная система).

 

Воспитатель: Ребята, давайте убедимся, что в сказке ничегоне перепутано и вокруг Солнца вращаются не больше и не меньше, а именно 9 планет(Воспитатель показывает по очереди указкой на каждую из планет, а дети вслуххором их считают).

 

В пространстве космическом воздуха нет

И кружат там девять различных планет.

А солнце – звезда в самом центре системы

И притяжением связаны все мы.(Ж. Парамонова)

(Воспитатель раздает детям листы бумаги с изображениемСолнечной системы).

 

Итак, ребята, почему же систему назвали солнечной? Верно,Солнце располагается в самом центре системы. Найдите его на своих картинках.Каким цветом можно раскрасить Солнце, почему? (Дети раскрашивают Солнце желтымили оранжевым цветом ). Назовите первую букву в слове “Солнце”. Напишите ее наизображении Солнца.

Чем же удерживает Солнце все девять планет вокруг себя?Понять это поможет нам такой опыт.

Опыт: Воспитатель предлагает детям взять в руки шарики нанитках. Дети играют роль Солнца, а шарики – планеты. Воспитатель сначалапредлагает детям вращать шарики, а затем остановить движение. Пока шарикидвижутся, они вращаются по кругу и не падают. Как только движение прекращается,шарики падают. Таким образом, одним из условий вращения планет вокруг Солнца,является их вечное движение. Давайте вспомним нашу сказку. Во что превратилаволшебница Галактика непослушных детей? Верно, в шары. Вы уже знаете, чтоСолнце – шар. Оказывается, и планеты имеют такую же форму – все они похожи нашары. Давайте сами попробуем воспроизвести фигуры, имеющие форму шара; чтобыкаждый из вас смог создать собственную “планету”. Для этого мы с вамииспользуем… мыльные пузыри (Дети становятся в круг и по очереди выдуваютпрозрачные шары-“планеты”).

 

Внимательно посмотрите теперь на изображение Солнечнойсистемы и сравните размеры планет и Солнца Что вы можете сказать? Конечно,Солнце по размеру гораздо больше, чем планеты. Если представить, что Солнце -арбуз, то планета Земля была бы размером с его зернышко (показать картинку).

 

Взгляните, ребята, на картинки, на них художник изобразилСолнечную систему, но, возможно, допустил при этом ошибки. (Воспитательдемонстрирует картинки с изображением Солнечной системы, где допущены ошибки:1. Солнце изображено меньших размеров, чем планеты. 2. Вокруг Солнца вращаютсяне 9, а 7 планет. 3. Все планеты расположены на одном расстоянии от Солнца. 4.некоторые планеты имеют вытянутую, веретенообразную форму). 

 

Обратите вновь свое внимание на лежащее перед вамиизображение Солнечной системы. Сравните размеры планет? Одинаковы ли они?Теперь найдите на рисунке самую маленькую планету и покажите ее. Представляете,наиболее послушным ребенком оказался самый маленький - мальчик по имениМеркурий. Видите, он находится ближе всех к своей маме. Назовите начальнуюбукву в слове Меркурий. Напишите ее на изображении планеты. Этой планетедостается больше всех солнечного тепла. Давайте убедимся, что это так. 

 

Опыт: Мы с вами уже знаем, что Солнце подобно электрическойлампочке, которая излучает свет и тепло. Включим лампу – “Солнце” и по очередиприблизим к ней руку. Теперь удаляем. Что вы можете сказать. (Дети делаютвывод, что чем ближе предмет находится к источнику тепла, тем больше оннагревается).

 

Что ж, самую маленькую планету мы уже отыскали, а теперьидем на поиски самой большой. Нашли? Правильно. Назовите начальную букву вслове Юпитер и напишите ее на найденной вами планете.

 

Воспитатель: Название следующей планеты мы с вами узнаем,если отгадаем такую загадку: (Загадка авторов)

 

Эта планета – любимый наш дом!

На ней мы с рожденья до смерти живем.

Планета прекрасна! Моря, океаны,

Цветы и деревья там, разные страны.

И Солнце сияет с зари до заката.

Что за планета скажите, ребята? (планета Земля)

 

Каким цветом можно раскрасить эту планету? Почему? (Детиобъясняют, что из космоса наша планета кажется голубой, так как на ней оченьмного воды и раскрашивают планету в голубой цвет). Посчитайте, какой по счету,начиная от Солнца, является наша планета Земля. Верно, третьей.

 

Познакомимся-ка мы с вами еще с одной планетой. Видите, вотона. (Воспитатель показывает на заранее подготовленный мяч, лежащий на полу).По-моему, этой планете чего-то не хватает. А именно колец! Если мы поместимвокруг нее кольца, то она станет похожа на планету … Сатурн. Слышали о такой?Так давайте добавим ей кольца (Дети по очереди набрасывают обручи на мяч).Теперь найдите на ваших картинках планету Сатурн. С какой буквы она начинается?Поставьте ее на изображении планеты.

 

Воспитатель: Смотрите, ребята, тут для вас подготовленыразрезные картинки. Давайте соберем их. Что у вас получилось? Конечно, этоизображение еще одной планеты Солнечной системы. Обратите внимание, она имеетхарактерный красноватый цвет и видна на небе, как красноватая звездочка. Раньшелюди думали, что на этой планете есть живые существа, но, как оказалось, ониошибались. Название этой планеты вам, наверняка, известно. Это Марс. Марснаходится немного дальше от Солнца, чем планета Земля, он расположен четвертым.Назовите первую букву в слове Марс и напишите ее на изображении планеты.Раскрасьте планету Марс, в красный цвет.

 

Ребята, теперь покажите планету, которая расположена междуМеркурием и Землей. Планета эта носит название Венера. Так ее назвали в честьбогини любви. Назовите и напишите начальную букву в названии этой планеты на ееизображении.

 

Что ж, посчитаем теперь, сколько у нас осталось неопознанныхпланет. 

 

Из девяти планет нам осталось назвать только три. Это самые удаленныеот Солнца планеты, а значит... на них очень холодно. Людям очень мало известнооб этих планетах. Называются они так: Уран, Нептун и самый далекий – Плутон.Давайте напишем на рисунках начальные буквы этих планет.

 

Воспитатель предлагает детям, пользуясь их картинками,вспомнить названия планет, начиная от Солнца. Если дети затрудняются,воспитатель помогает им. После этого он предлагает детям поучаствовать в игре.

 

Дидактическая игра:“НАЗОВИ ПЛАНЕТУ”

 

Воспитатель сообщает детям, что на столе разложены буквы(вырезанные из цветной бумаги), соответствующие начальным буквам названийразличных планет. Одни из этих планет принадлежат солнечной системе, а другиенет. Воспитатель предлагает отыскать начальные буквы планет, которые входят всостав солнечной системы, поднять их вверх и дать полное название планеты.

 

Подвижная игра“СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА”

 

У детей в руках изображения планет, вырезанные из цветнойбумаги. Один из ребят играет роль Солнца, а другим воспитатель предлагаетвыстроиться согласно расположению планет в Солнечной системе. 
10 декабря 2013 в 20:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.